ЦБ закручивает гайки: насколько возможен крах рынка МФО

image024 (1)Не успел Центробанк озвучить нововведения, которые вступают в силу с 29 марта, как некоторые эксперты поспешили заявить, что подобные ограничения «похоронят» микрофинансовый рынок. Вот только сами микрофинансисты не столь категоричны в своих суждениях и считают, что под удар попадут только нечестные кредиторы.

Начиная с 29 марта, микрофинансовый рынок будет работать по новым, более жестким правилам: помимо того, что все его участники будут поделены на две категории (соответственно, на микрофинансовые и микрокредитные компании), онлайн–сервисы будут обязаны проводить идентификацию клиентов, а максимальная сумма переплаты по займам не будет превышать четырехкратной суммы выданных заемщику средств. На первый взгляд такая политика повлечет за собой сокращение рынка и уменьшение количества его игроков, но сами микрофинансисты не выражают пессимизма и считают, что это только повысит прозрачность операций и поможет защитить интересы рядовых граждан.

Сложности переходного периода

Стоит начать с того, что хоть сами поправки к действующему закону уже вступили в правовую силу, МФО получили год, чтобы адаптироваться под новые правила и пересмотреть методы своей работы. Теоретически Центробанк уже готов принимать документы на получение статуса «микрофинансовой» или «микрокредитной» компании, но до сих пор даже не разработана методика расчета показателя собственного капитала МФО, хотя и предполагается, что границей будет значение в 70 млн. руб.

Но в чем будут принципиальные отличия компаний с разными статусами? Возможности микрофинансовых организаций будут несколько расширены: они смогут привлекать инвесторов, осуществлять выдачу займов онлайн и кредитовать физических и юридических лиц в пределах 1 млн. руб. Микрокредитные заметно им проигрывают, учитывая, что максимальная сумма их займов будет составлять не более 500 тыс. руб., а при ведении кредитной деятельности они смогут опираться только на собственные ресурсы. Впрочем, заемщики не заметят никакой принципиальной разницы, тем более что вряд ли это как-то повлияет на размер ставок.

Идентификация неизбежна

Онлайн заем – это возможность быстро получить деньги, не посещая офиса МФО. Соответственно, россияне охотно пользуются такой возможностью, хоть подобные онлайн-сервисы – это благодатная почва для деятельности мошенников, которые получают деньги по утерянным документам. Именно на борьбу со злоумышленниками и рассчитана еще одна поправка к действующему закону, предусматривающая обязательную процедуру идентификации клиентов, желающих получить деньги до зарплаты онлайн. Причем если сумма займа менее 15 тыс. руб., то сделать это тоже можно удаленно через банк или офис МФО, а вот для получения более крупных сумм заемщику все равно придется лично пообщаться с кредитным сотрудником, что нивелирует все достоинства онлайн кредитования.

Подобные изменения условий работы онлайн-сервисов вряд ли пойдут им на пользу. По мнению экспертов, это может сократить количество игроков и поспособствовать росту процентных ставок, так как расходы по идентификации кредиторы переложат на своих заемщиков.

Не больше четырех

Еще одно нововведение, на которое рассчитывают потребители – это ограничение максимального размера переплаты по микрозайму (не более 400% от суммы обязательства). Этот пункт уже с 29 марта должен появиться в кредитных договорах, чему, несомненно, обрадуются заемщики.

Впрочем, крупные МФО давно дали свою оценку этому нововведению: по их словам это серьезный удар по нечестным кредиторам, которые, пользуясь финансовой неграмотностью потребителей, взымают с них большие штрафы и проценты, не имея для этого законных оснований. Ограничив предельный размер переплаты, ЦБ фактически защитил их права, а также подтолкнул микрофинансовые организации к более решительным действиям при взыскании долгов. И речь идет не об использовании морального прессинга, угрозах и вымогательстве, а о возможности реструктуризации долгов или даже «прощении» части задолженности.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...
Опубликовано в Аналитика и исследования рынка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*