Хищение персональных данных может стать макропроблемой для микрозаймов

Клиенты микрофинансовых организаций все чаще жалуются на хищение своих персональных данных. Как сообщил Центробанк, данная проблема требует немедленного решения, так как, получив доступ к такой информации, мошенники оформляют займы без паспорта, присваивая себе деньги, выданные на имя другого человека. Но если одни МФО уже заявили, что всему виной развитие онлайн кредитования и активная деятельность хакеров, то другие считают, что они обязаны защитить себя от утечки данных. Впрочем, на данный момент только несколько крупных компаний всерьез обеспокоены такой тенденцией и готовы предпринимать меры для повышения безопасности онлайн операций.

По словам руководителя службы по защите прав потребителей финуслуг Михаила Мамуты, за 8 месяцев текущего года в Центробанк поступило 309 жалоб от клиентов МФО на использование своих персональных данных, а это 4% от общего числа (8,3 тыс.) обращений в адрес микрофинансистов. За аналогичный период 2016 года было получено 608 тыс. жалоб на работу МФО, из них ни одна не касалась проблемы утечки персональных данных.

Лидеры рынка считают, что всему виной бурное развитие онлайн сегмента. Так, в частности, в первом полугодии 2017 года было выдано порядка 11 млн микрозаймов, из которых 18% было оформлено по Интернету (порядка 2 млн займов), а в 2016 году онлайн было выдано 1,2 млн займов, что явно указывает на рост этого сегмента.

Как рассказал гендиректор сервиса «Робот Займер» Сергей Седов, самая распространенная схема хищения персональных данных – это «фишинг», когда создается полная копия официального сайта МФО. Его компания уже сталкивалась с подобной проблемой, когда в Интернете обнаружился сайт-клон по сбору персональных данных. Мошенники обещали выдавать займы после внесения небольшой суммы предоплаты, что противоречит условиям программы МФО.

Еще один вариант, используемый злоумышленниками – это когда взламывается персональный кабинет пользователя на сайте МФО и меняются реквизиты указанного карточного счета. После этого оформляется новый займ, деньги выводятся на счет, а владелец персональных данных остается должен кредитору определенную сумму средств.

Но убытки от деятельности мошенников ложатся тяжким бременем на самих микрофинансистов. Если деньги не были перечислены на персональную карту заемщика, то кредитор не может их взыскать. И хотя участники рынка не раскрывают текущие суммы хищений, этот убыток МФО вынуждены вкладывать в ставки, по которым начисляются проценты их клиентам.

Для борьбы с текущей угрозой микрофинансисты в рамках действующих СРО объединяются в комитеты, но все равно сегодня далеко не все компании уделяют достаточно внимания кибербезопаности, что в первую очередь актуально для мелких МФО.

Причина определенной пассивности, в частности, кроется в том, что многие компании винят в хищении ценной информации не столько внешних злоумышленников, сколько своих сотрудников или даже клиентов. Были случаи, когда выявляли преступный сговор сотрудников с МФО, что не исключает вероятность недобросовестных действий со стороны клиентов. Иногда они даже оформляют займы с выплатой на чужую карту, а потом заявляют, что паспорт был утерян, чтобы уклониться от выплаты задолженности.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Опубликовано в Новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*