Россияне научились грамотно жаловаться на микрофинансовые компании

Около 60% заемщиков микрофинансовых компаний не вдаются в детали кредитных договоров или даже не читают такие документы перед их подписанием. Как правило, они заинтересованы только в быстром решении своего вопроса, уделяя большое внимание доступности своих услуг. Но, судя по данным исследования компании «Домашние деньги», несмотря на относительно низкий уровень финансовой грамотности потребителей, они прекрасно осведомлены, как и когда можно пожаловаться на МФО.

Оказалось, что 57% заемщиков пренебрегают «техникой безопасности» и не вдаются в детали кредитных предложений перед подписанием договоров. Свою позицию они объяснили тем фактом, что при кредитовании в МФО для них играет большую роль скорость принятия решения по заявке, а также реальный размер переплаты при погашении долга. К тому же они обращают внимание на рекомендации друзей, у которых уже был положительный опыт сотрудничества с МФО. Возможно, именно поэтому в компании «Домашние деньги» пришли к выводу, что большинству опрошенных следует детально объяснять условия кредитования, а также предупреждать, с какими последствиями им придется столкнуться при несоблюдении финансовой дисциплины.

В ходе опроса выяснилось, что при возникновении просрочки многие заемщики уверены, что они выиграют спор, если пожалуются на действия МФО. И они прекрасно осведомлены, какой канал можно использовать для этих целей, на что указывают результаты исследования. Так, 35% из них предпочитают сразу жаловаться в Центробанк, в то время как 15% заемщиков обращаются в саморегулируемые организации. Другие заемщики активно жалуются на действия МФО в Генеральную прокуратуру или даже подключают к конфликту средства массовой информации.

Но в ходе исследования выяснилось, что заемщики МФО все равно имеют относительно невысокий уровень финансовой грамотности: на это указывает тот факт, что только 10% из них имеют определенные сбережения – «подушку безопасности» на случай проблем с платежеспособностью. В НАФИ приводят другие данные: с объективной точки зрения, только 12% жителей страны имеют удовлетворительный уровень финансовой грамотности, что свидетельствует о плачевной ситуации в этом вопросе, чего не скажешь о самооценке граждан в этом вопросе: если в 2015 году каждый 5-й считал, что у него достаточный уровень финансовой грамотности, то в 2016 году об этом говорит уже каждый четвертый опрошенный. Но эксперты считают, что осторожность многих россиян, их тщательное планирование расходов и отказ от ненужных трат связан в первую очередь с кризисом, а не с повышением уровня грамотности.

Если изучить данные ЦБ, можно прийти к выводу, что россияне действительно научились жаловаться на микрофинансовые компании. За девять месяцев текущего года в Службу по защите прав потребителей ЦБ поступило порядка 7900 жалоб от клиентов МФО, причем более половины из них связаны с методами по взысканию долгов по цессии (когда задолженность продается коллекторскому агентству). И при разбирательстве часто выясняется, что жалоба вполне обоснована, так как МФО не имеют к этой деятельности отношения, осуществив передачу долгов профессиональным взыскателям, деятельность которых неподконтрольна ЦБ.

В ходе исследования компания «Домашние деньги» выявила и другую положительную динамику, которая не связана с умением россиян жаловаться на действия МФО. Большинство граждан научились эффективно использовать выданные средства, минимизируя расходы при выплате займов. В частности, если одни заемщики предпочитают не снимать деньги с карт (когда оформляется онлайн займ на карту), а расплачиваться безналичным способом, экономя на комиссии, то другие стараются досрочно погашать долги, чтобы не наращивать большую сумму переплаты.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...
Опубликовано в Новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*