Микрофинансовый рынок РФ: развитие благодаря кризису

graph-163509_960_720Текущая экономическая ситуация в стране оказывает положительное влияние на микрофинансовый рынок России — к такому выводу можно прийти, исходя из данных о реальных доходах граждан, высокой безработице и инфляции, что существенно усложняет жизнь простых людей. Своеобразный вклад в рост рынка МФО также вносят коммерчески банки, которые переосмыслили свою кредитную политику и стали более осторожно выдавать деньги под процент, опасаясь увеличения объема просрочки. В целом в 2016 году прирост рынка составит не более 10%, в то время как в 2015 году этот показатель соответствовал 17%.

Стадия зрелости

На первый взгляд даже рост в 10% — это далеко не самый хороший результат работы рынка, тем более по сравнению с данными за 2015 год. Но здесь важно учитывать целый ряд факторов, которые влияют на такие показатели работы. В первую очередь – это стадия развития рынка.

Официально годом рождения микрофинансирования в РФ можно считать 2010 год, когда был принят закон, регулирующий деятельность МФО. Соответственно, первое время он находился в стадии бурного роста, чем и объяснялся высокий прирост всех его показателей (в первую очередь это касается количества действующих компаний, число которых начало сокращаться после старта регулирования сектора Центробанком). Но по мере его развития стали очерчиваться более строгие правила для ведения микрофинансовой деятельности, хотя в первые несколько лет МФО фиксировали баснословные прибыли и нескончаемый поток желающих получить деньги под процент.

Текущий этап развития можно назвать этапом становления микрофинансового рынка: теперь на нем действуют более понятные правила игры, определились крупные игроки и сформировалась база постоянных заемщиков, обеспечивающий постоянный прирост кредитного портфеля.

Вклад бедных

Исходя их идеологии микрофинансирования, полученный займ можно использовать на любые цели, начиная от покупки товаров и заканчивая экстренными расходами. Но предпочтение россиян за последние 2 года существенно изменились, о чем свидетельствуют данные многочисленных опросов постоянных клиентов микрофинансовых организаций: если раньше займы использовались для более «глобальных» проблем, таких как ремонт или покупка очередного смартфона, то сегодня подавляющее большинство заемщиков – это граждане, проживающие за чертой бедности или испытывающие проблемы с платежеспособностью.

И по мере затягивания экономического кризиса все больше потребителей меняют свой статус и идут «с протянутой рукой» в МФО, чтобы получить деньги на продукты или лекарства. А те, в свою очередь, редко отказывают им в финансовой помощи, хоть и предлагают ее на платной основе. И хотя, с одной стороны, это больше похоже на ростовщичество, с другой стороны, у заемщиков микрофинансовых организаций просто нет другой возможности взять деньги в долг под проценты, чем они активно пользуются от безысходности.

Еще и банки…

Картина была бы неполной без вклада коммерческих банков, которые своей политикой только подталкивают клиентов в микрофинансовые организации, так как нынешняя экономическая ситуация в стране не способствует полноценному потребительскому кредитованию. Чтобы пережить сложные времена, все больше россиян готовы пускаться буквально «во все тяжкие», не имея денег даже на самое необходимое. Некоторые даже намеренно оформляют займы без проверки кредитной истории малоизвестных МФО, чтобы скрыть наличие других кредитных обязательств. Но в этом нет ничего удивительного: если раньше финансовые проблемы легко решались с помощью кредитных карт или наличных кредитов, то сегодня, когда банки сократили объемы финансирования, у клиентов нет другого выхода, как обращаться в МФО или ломбарды.

На это явно указывает и динамика перетока клиентов из банков в микрофинансовые институты, тем более что они предлагают онлайн займы свои клиентам. И в краткосрочной перспективе она только усилится, так как улучшения ситуации в банковском секторе можно ожидать не ранее второго полугодия 2016 года.

МФО: деньги взаймы теперь по более низким ставкам

В текущем году ожидается увеличение давления на рынок со стороны контролирующих органов. Это будет проявляться и в плане использования жестких ограничений при регулировании деятельности МФО, и в повышении норм резервирования по проблемным обязательствам. Но в погоне за клиентами кредитные компании уже начали снижать процентные ставки, предлагая клиентам даже займы под 0% без комиссий и дополнительных переплат.

Стремительно развивается и сегмент онлайн кредитования, на котором сосредоточены компании, специализирующиеся на выдаче денег по Интернету. По мнению экспертов, онлайн займы стали своеобразным импульсом для развития микрофинансового рынка: на них все чаще равняются офлайн компании, которые не желают терять клиентов, предпочитающих виртуальный мир. Чтобы немного сдержать рост этого сегмента и не допустить роста случаев мошенничества при оформлении онлайн займов, Центробанк инициировал внесение изменений в действующий закон, обязав все интернет-сервисы проводить верификацию клиентов через уполномоченные банки. Но пока россияне берут деньги в Интернете по старым правилам, не тратя много времени на оформление сделок.

Интерес к бизнесу

По мере роста конкуренции на розничном сегменте и ужесточения условий для выдачи потребительских займов все больше микрофинансовых организаций начинают интересоваться финансированием бизнеса, разрабатывая собственные программы по поддержке таких заемщиков. Эта политика продиктована желанием сохранить свои позиции и нарастить прибыль за счет охвата новых для себя сегментов, а также привлечь на обслуживание индивидуальных предпринимателей и малые предприятия. Таким заемщикам редко доступны банковские кредиты, а оценка их платежеспособности требует индивидуального подхода, что не всегда могут обеспечить коммерческие банки, в то время как у МФО достаточно ресурсов, чтобы провести всесторонний анализ бизнес-деятельности, приняв к сведению не только официальные, но и неофициальные данные.

Примечательно, что за освоение нового для себя сегмента взялись даже компании, которые специализируются исключительно на розничном кредитовании населения. Возможно, в пользу такой стратегии говорит и тот факт, что государство продолжает осуществлять поддержку МФО, которые занятые кредитованием реального сектора экономики страны.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...
Опубликовано в Аналитика и исследования рынка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*