Банковские МФО становятся реалиями кредитного рынка

Новая политика Центробанка по ужесточению регулирования розничного кредитования способствует тому, что на рынке появляются все новые банковские МФО, через которые население получает займы по более выгодным для себя ставкам. Это привело к тому, что по итогам третьего квартала такие микрофинансовые организации сумели занять 25% сегмента по объему кредитования, что не устраивает регулятора. Как стало известно, он намерен ужесточить методы подхода к регулированию таких компаний, чтобы предотвратить стремительный рост микрофинансового сегмента.

По данным на 30 сентября 2016 года на рынке действовало около 18 банковских МФО, в то время как в реестре числится более 2,8 тыс. легальных кредитных компаний. Из этого можно судить, что в контексте общего объема их число очень незначительно, но только за последний год они сумели увеличить долю рынка с 8,3% до 24,1%.

Драйвером роста стала в первую очередь компания «ОТП Финанс», которая является самой крупной банковской МФО. Она входит в венгерскую группу OTP Group, участником которой также является ОТП-банк.

По итогам 6 месяцев 2016 года «ОТП Финанс» стала лидером не только среди самостоятельных, но и среди банковских МФО. И, судя по всему, компания не собирается останавливаться на достигнутом, и будет и дальше наращивать объемы кредитования в первую очередь за счет потребителей, которые обращаются в банк.

Аффилированные микрофинансовые компании есть также у ХКФ-банка и Тинькофф-банка. Впрочем, в ХКФ-банке отметили, что юридически они не связаны ни с одной МФО, а компания «Купи не копи» предназначена для пилотных проектов банка и формально не связана со структурами банка.

В Центробанке уверены, что высокая активность банков по освоению микрофинансового рынка – это следствие ужесточения регулирования в банковском секторе (в первую очередь – в розничном кредитовании). Основным фактором послужило увеличение коэффициента риска по кредитам, выданным с 1 января 2014 года. Свою роль сыграло и повышение требований к формированию резервов по необеспеченным кредитным обязательствам. И в совокупности действия ЦБ мотивировали банкиров освоить выдачу займов и выйти на микрофинансовый рынок с собственными МФО.

Другие рыночные участники пока не обеспокоены новой политикой банков. По словам директора СРО «МиР» Андрея Паранича, банковские компании пока работают преимущественно в двух направлениях – это выдача займов на срок более 12 месяцев и кредитование покупок в торговых сетях. Таким образом, от конкуренции страдает очень небольшое количество микрофинансовых компаний. И единственная проблема, с которой могут столкнуться самостоятельные МФО – это расширение сегментов, где работают банковские «дочки».

Центробанк обеспокоен тем, что, создавая собственные компании, банки фактически обходят его ограничения, призванные не допустить роста объемов розничного кредитования. В связи с этим он уже готовит ряд мер, которые должны охладить интерес банкиров к микрофинансовому сегменту. В первую очередь — это повышение нормы резервирования по займам, которые выдают МФО и ограничение количества пролонгаций, которые запрашивают заемщики в рамках кредитных договоров.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Еще нет голосов, оставьте первым)
Загрузка...
Опубликовано в Новости
Один комментарий на “Банковские МФО становятся реалиями кредитного рынка
  1. Игорь:

    Какая мне разница что они там между собой будут грызться. Я как потребитель только от этого выиграю, может ставки снизят , а то совсем абзац.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*